Транспортные услуги: учет у заказчика

Хотя до их получения отра­зить расходы можно на основании самостоятельно составленного первичного документа, например, бухгалтерской справки (см. письмо Минфина от 22.04.2021 г. № 31-11410-06-5/11705 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2021, № 35-36, с.

4 ). Покупка товаров. Расходы на транспортировку запасов всеми видами транспорта к месту их использования (включая расходы на страхование рисков транспортировки запасов) входят в состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) ( абз.

6 п. 9 П(С)БУ 9 ). Такие расходы включаются в первоначальную стоимость запасов ( п. 9 П(С)БУ 9 ) и могут быть отражены в учете двумя способами: 1) ТЗР сразу включают в первоначальную стоимость конкретных наименований, групп, видов запасов.

Когда учет будет самым простым и безопасным: Если продавец включит расходы на перевозку в стоимость проданных товаров или ее организует сам покупатель.

Чаще всего транспортировку товаров поручают сторонней компании, с которой заключают договор перевозки.

Об этой сделке и о том, как учитывать связанные с ней расходы продавцу и покупателю, и пойдет речь в сегодняшнем мастер-классе. Мы рассмотрим наиболее распространенный случай, когда доставку груза организует продавец.

То есть именно он подписывает договор с перевозчиком. Покупатель же компенсирует поставщику расходы на доставку тем или иным способом. Схематично этот вариант мы изобразили ниже.

Договор с перевозчиком может заключить и покупатель (см.

схему ниже). Обычно так происходит, когда в соглашении о поставке есть условие о самовывозе. Но такая ситуация возникает нечасто, поэтому останавливаться на этом варианте не будем.

Добавим: в большинстве случаев учесть расходы на доставку автотранспортом получится, только если есть транспортная накладная.

По умолчанию такой документ заполняет тот, кто отправляет груз, то есть в нашей ситуации — продавец. Хотя в договоре перевозки можно переложить такую обязанность и на транспортную компанию.

Как заполнять форму в разных ситуациях, подскажет таблица ниже.

Бухгалтерский учет служб доставки и интернет-магазинов

Как правило, Интернет – магазины также оказывают услуги и по доставке товаров покупателям. Транспортировка товаров осуществляется либо собственным (арендованным) транспортом Интернет – магазина, либо посредством привлечения сторонних транспортных организаций.

  1. покупатель и продавец общаются без личного контакта через Интернет;
  2. продажа товаров осуществляется, как правило, физическим лицам;
  3. у Интернет — магазинов нет торговой площади и другое.

Покупателю для покупки необходимого товара в Интернет – магазине нужно сделать заявку, в которой указываются: фамилия, имя покупателя, адрес доставки, контактный телефон, а также способ оплаты. Оплата товара может осуществляться несколькими способами:

  1. расчеты наличными денежными средствами:
  2. перевод денежных средств со счета покупателя на счет Интернет – магазина:
  3. оплата пластиковыми карточками (VISA, MasterCard и другое.)

Учет транспортно-заготовительных расходов по материалам

Исходя из состава ТЗР, прямое включение транспортных расходов в фактическую себестоимость материала трудно реализуемо в реальной деятельности.

Данные (первичные документы) о составе и величине ТЗР могут поступать со значительным запозданием по отношению к моменту поступления, а самое важное – к моменту списания материалов в производство, и дальнейшему формированию себестоимости производимой продукции (услуг). Таким образом, остается два первых способа отражения ТЗР в учете организации. Общий смысл этих методик заключается в обособленном учете (накоплении) ТЗР в течение отчетного периода и дальнейшем перераспределении суммы ТЗР пропорционально расходу и остаткам материалов на складах.

Расчет суммы ТЗР, подлежащей списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов, осуществляется по следующей формуле: Коэффициент распределения ТЗР = (ТЗР на начало отчетного периода + ТЗР за отчетный период) / (Остаток материалов на начало отчетного периода + Приход материалов за отчетный период)*100.