Оглавление:
Снегурочка (опера)
(Большой театр, 1893) Постановки
- Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка».
- Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Снегурочка — Ирина Масленникова, Весна — Надежда Обухова, Мороз — Максим Михайлов, Царь Берендей — Сергей Лемешев, Лель — Мария Максакова, Купава — Софья Панова, Мизгирь — Алексей Иванов, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижёр — Кирилл Кондрашин, 1946 год .
Ссылки
- Хальбе Г. «Снегурочка»: Римский-Корсаков, ставший «окончательно на ноги».
Перевод И. Липкиной // Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе: Сборник докладов международной музыковедческой конференции 19-22 марта 2010 года.
СНЕГУРОЧКА (Весенняя сказка)
Та просит их взять ее к себе в дочери. Бобыль и Бобылиха рады и польщены этой честью.
Снегурочка прощается со своей прошлой жизнью в глухом лесу. Отныне она будет жить среди людей.
Действие второе . Во дворце Берендея слепые гусляры славят мудрого и доброго царя, «блюстителя мира».
Сам царь, сидя на золоченом стуле, расписывает разноцветными узорами деревянные резные столбы. Но на душе Берендея неспокойно.
Вот уже пятнадцать лет страна берендеев в немилости у Ярилы-Солнца: лето год от году короче, а вёсны холодней.
«В сердцах людей заметил я остуду, — с грустью и тревогой говорит царь своему ближнему боярину Бермяте, — не вижу в них горячности любовной, исчезло в них служенье красоте, а видятся совсем иные страсти»
. Действие третье . В заповедном лесу Берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки с песней водят хороводы.
История оперы Н
. Римского-Корсакова «Снегурочка»
– Еще, нянюшка, еще, – умоляюще просит он.
.
Прошли годы. И вот в русской музыке появилось имя нового замечательного композитора – Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Став композитором, Римский-Корсаков не забыл сказку о Снегурочке.
Композитор мечтал написать оперу-сказку. Но народные сказки о Снегурочке были слишком коротки для того, чтобы писать по ним оперу.
Весну и лето 1880 года Римский-Корсаков пропел в лесной глуши, в деревне Стелево. Все здесь отвечало тогдашнему настроению композитора.
«Какой-нибудь толстый корявый сук или пень, поросший мхом, казался мне лешим или его жилищем – вспоминал Римский-Корсаков, – лес «
Волчинец» – заповедным лесом. Копытецкая горка – Ярилиной горой, тройное эхо, – как бы голосами леших и других чудовищ».
Композитор почти не отрывался от работы.
Премьера «Снегурочки» состоялась 29 января 1881 года в Петербурге. Успех оперы был неслыханный. Музыку Римского-Корсакова называли удивительной. Особенно понравилась она маленьким слушателям.
А вот Снегурочка, Мороз, Весна, Леший – существа диковинные, но не страшные.
Сквозь завывание вьюги и свист ветра доносится бодрая песня деда Мороза.
Душевна Царица-Весна: она всегда окружена цветами, веселыми птичьими хороводами. Прекрасен образ Снегурочки, нежный, хрупкий, задумчивый. «Девушка-ландыш», – ласково называл сам композитор Снегурочку.
Погибает Снегурочка, тает под горячими лучами Солнца.
Музыка ее последней арии печальна и светла, это одно из лучших творений Римского-Корсакова.
Но гибель Снегурочки не нарушает жизнерадостного тона оперы. Вернулось на землю солнечное тепло, и радостной песней славит народ Ярилу-Солнце, источник жизни и благоденствия.
О чем оперы снегурочка
с восторгом говорит, что дни и ночи готова слушать эти пастушеские песни, от которых странно замирает и тает сердце. Тает?! — Мороз наказывает дочери избегать Леля, «не слушать ни речей его, ни песен».
Мороз и Весна прощаются со Снегурочкой и поручают Лешему присматривать за ней и не давать в обиду. Заречная слобода. Пастух Лель приходит па ночлег к Бобылю. просит Леля спеть ей и дарит ему цветок.
Лель поет, но вот вдали показываются девушки.
Они зовут Леля, и он, бросив подаренный Снегурочкой цветок, бежит к ним.
Снегурочка опечалена. Ей обидно, что пригожий Лель скучает с ней. Она чувствует, что ей не хватает душевного тепла, которое бы зажгло сердце Леля любовью к ней. Красавица Купава сочувствует Снегурочке, но ей некогда думать о других: сегодня в слободку приезжает ее жених Мизгирь.