Акт применения норм права ст 89 конституции рф

Соблюдение — э то несовершение запрещенных Конституцией действий.

«На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств»

(ч.1 ст.74). Применение — э то деятельность компетентных органов по вынесению на основе КПН и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных предписаний («посредничество властных органов», акты применения).

«Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища»

(п. «а» ст. 89). Толкование Конституции – это официальное разъяснение Конституционным Судом РФ смысла и содержания норм Основного закона.

Например, указы Президента о присвоении почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и т.

д. не есть источник права, хотя налицо их государственно-правовой характер. Они не могут выступать источниками права, ибо не содержат каких-либо общих правил, т.е. юридических норм. Такие акты, разрешающие индивидуальные, конкретные дела, именуются индивидуальными.

Издаются они всеми государственными органами, естественно, в пределах их компетенции (например, соответствующие структуры власти принимают решение о предоставлении гражданам жилой площади, о назначении пенсии и т. д.), но от этого источниками права не становятся. Это один подход к вопросу об источниках права.

Мировой и исторический опыт свидетельствует, что возможно и иное решение: к источникам права в некоторых странах (например, в Великобритании) относятся не только нормативные акты, в поясненном уже понимании, но и правовые обычаи, судебные, юридические прецеденты.

Статья 89 Конституции РФ

Конституция устанавливает только принципиальные основы института гражданства; их конкретизация, включая полномочия Президента, в данной сфере установлена Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 04.12.2007). В частности, в соответствии с указанным Законом Президент принимает решения, если соответствующие акции осуществляются в общем (а не упрощенном) порядке по вопросам: а) приема в российское гражданство; б) восстановления в гражданстве РФ некоторых категорий лиц; в) выхода из гражданства; г) отмены решения по вопросам гражданства (см.

комментарий к ст. 6). Комиссия по вопросам гражданства при Президенте имеет сугубо совещательные полномочия. Комиссия готовит для Президента предложения по вопросам гражданства; контролирует исполнение решений по этим вопросам; рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства и другие ходатайства по вопросам гражданства; рассматривает предложения о разработке законопроектов и иных нормативных актов в данной сфере. Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред.

от 27.07.2007)

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Издание актов амнистии является проявлением принципа гуманизма российского права. Актами амнистии уголовный закон не отменяется и не изменяется. Не ставится под сомнение справедливость и законность вынесенного судом и вступившего в законную силу приговора.

Они призваны облегчить участь лиц, совершивших преступления, и осужденных. При этом характер и обстоятельства совершенных преступлений, как правило, свидетельствуют о небольшой степени общественной опасности деяния и виновного.

На основании акта амнистии прекращаются производством определенные категории дел, находящихся в стадии предварительного расследования, а также дел, расследование по которым закончено, но не рассмотренных судом (ст. 5 УПК РСФСР).

Особенно широкое воздействие президентские акты оказывают на правотворчество исполнительных органов. В Конституции РФ дается неоднозначная характеристика актов Президента РФ.

В ст. 90 говорится о том, что Президент издает указы и распоряжения. В п. 1 ст. 115 речь идет о нормативных указах как основании для издания актов Правительства, а в п. «а» ст. 125 — о разрешении Конституционным Судом дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ.

Приведенные конституционные характеристики раскрывают разные грани актов Президента.

Выделим наиболее важные признаки президентских актов. К их числу можно отнести: а) высокое место этих актов в правовой системе после Конституции и законов; б) широта регулируемых актами Президента общественных отношений в силу масштабности его функций и полномочий; в) общеобязательность исполнения указов и распоряжений Президента на всей территории РФ; г) единоличный порядок издания актов Президента, сочетаемый с использованием консультативно-совещательных процедур их подготовки и предварительного рассмотрения; д) соответствие президентских актов Конституции и федеральным законам; е) нормативное многообразие актов ввиду сочетания в них общенормативных, конкретно-регулирующих и оперативных мер.